Печать

К моменту написания данной статьи в моем распоряжении уже оказалась кое-какая статистика по теме: «Кто такой Андерс Брейвик и в чем причины учиненной им бойни, унесшей жизни 76 ни в чем не повинных людей?» - Норвежский стрелок,террорист Брейвик , спасибо.

Я позволил себе довольно примерно проанализировать мнения о личности Брейвика.

Вот что получилось (% примерный, высказывания я сгруппировал, возможно несколько субъективно):

Андерс Брейвик:
1. Сумашедший, психичеcки больной маньяк с колебаниями самовосприятия от ничтожества до величия - 35% высказавшихся форумчан.
2. Идейный психопат с манией величия - 25% высказавшихся форумчан.
3. Его преступление – это «подстава», организовали бойню другие силы, а Брейвик вольный или невольный исполнитель - 20% высказавшихся форумчан.
4. Сильная личность, революционер, фанатик с личным мотивом, все тщательно и умно спланировал, выждал момент и реализовал - 20 % высказавшихся форумчан.
Еще немного сгруппируем мнения:
Андерс Брейвик:
1. Больной человек – 50%
2. Человек, подставленный другими силами и вынужденный совершить преступление 20%
3. Сильная, организованная, революционная личность с личным мотивом 20%
Я склонен присоединиться к третьей группе, постараюсь объяснить, почему.
Для начала...вспомним строки из Филатова:
Баба Яга:
Я фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообче могу отседа
Улететь в любой момент!
***
За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу!
***
Ну, случайно, ну, шутя,
Сбилась с верного путя!
Дак ведь я -дитя природы,
Пусть дурное, но - дитя!

Поговорим о викингах и опричнине.
"В жизни скандинавов в конце VIII - первой половине IX в. произошел резкий сдвиг - перерыв в постепенном развитии. Среди них появляется новый тип людей - смелые мореплаватели, искатели добычи, приключений и впечатлений, имеющие связи в разных странах..." Короче, прежний и привычный строй жизни был сломан, сделался невозможным, - и это не для единиц, не только для изгоев или поставленных вне закона людей, которым приходилось искать место жительства возможно дальше от дома, но для множества знатных и бондов... " (Гуревич А.Я. Походы викингов. М.,1966)
Обратимся к молитвам, звучавшим в соборах и монастырях Европы в IX-X веках. Одними из наиболее часто встречающихся в источниках молитв, были молитвы следующего типа: «Боже, избави от неистовства норманнов!» или «Избави нас, Боже, от дьявола и от норманнов» (вариант – «Избави нас, Боже, от чумы и от норманнов»).
В «Англосаксонской хронике», сообщающей о нападении язычников на «божью церковь в Линдисфарне, которую они диким образом разрушили, прибегнув к грабежу и убийству». В ней викинги изображены как одно из многих стихийных бедствий наряду с предшествующим нашествию ураганам, необычайным молниям, полетам огнедышащих драконов и голодом.
Отметим сравнение со стихийным (природным!) явлением.
Причина внезапного и кратковременного - всего 300 лет - свирепства норманнов была неясна.
А чем отличаются викинги, вырезающие орла на спине поверженного врага от опричников Иоана Грозного?
Вспомним и о невиданной и необъяснимой жестокости опричников: людей не просто убивали, а долго и изощренно истязали перед этим, отрубали конечности, ошпаривали кипятком, сжигали, издевались над членами их семей и слугами. Имя приближенного к царю главного истязателя Малюты Скуратова, устроившего пыточную камеру в подвалах царского дворца, до сих пор остается нарицательным.
Опричнина наводила ужас на всю Россию, ужас примерно такой же, какой викинги наводили на европейские государства.
Викингов и опричников единит одно – они продукт пассионарного толчка.
Или просто пассионарии.
Из классики
Пассионарность - отдельный поведенческий импульс, несводимый ни к каким известным биологическим инстинктам или психическим свойствам человека.
Описав пассионарность на популяционном уровне (как активность этнических коллективов) и на индивидуальном (как поведенческий импульс)), Л.Н.Гумилев предложил единственно непротиворечивое объяснение этого феномена — теорию пассионарности как эффекта энергии живого вещества биосферы, описанной В.И.Вернадским. (примечание автора – у меня несколько другое объяснение)
ПАССИОНАРНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ — активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто — иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко — как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь. В целом пассионарии характеризуются значительным доминированием социальных (прежде всего — потребности в лидерстве) и идеальных потребностей над биологическими (витальными), хотя последние могут быть ярко выражены. В соотношении потребностей развития и сохранения резко преобладают потребности развития.
Пассионарность как потребность и способность изменять окружающую среду (общественную и природную) является самостоятельным поведенческим и психическим феноменом, требующем объяснения.
Итак пассионарность, это как Баба-Яга – «природный феномен» или, действительно, «дитя природы, пусть дурное, но дитя».
Идем далее:
В статье «Гипотеза о Плутоне – как причине пассионарных толчков на примере истории российского суперэтноса.» я уже обращался к фактору Плутона, как одном из ключевых в исследовании причин пассионарных толчков.
Есть, несомненно, еще ряд факторов, все не так просто, но прохождение Плутона через определенные ЗемлеТочки места – одно из основных.
***
Викинги и опричники, пассионарии, одержимые повышенной энергией, не боящиеся смерти, зачастую сами несущие смерть – это примеры пассионарности на популяционном уровне.
Андерс Брейвик, по-моему мнению – пассионарий индивидуального уровня.
Если две мои гипотезы верны – о вовлеченности Плутона при возникновении пассионариев на популяционном и индивидуальном уровнях, тогда Путон должен быть акцентирован и у Андерса Брейвика.
Андерс родился в Лондоне и прожил там первый год жизни:

Pluton na ZB Londona

Наложим космограмму Андерса на ЗемлеТочки Осло, столицы Норвегии:

Lilit na ZYa Oslo

Расчеты сделаны на программном комплексе "Сотис-ЗемлеТочки"
Акцент Лилит в месте проживания и Плутона в месте рождения явились необходимым условием для формирования пассионария такого деструктивного типа.
Возможно не достаточным условием (не все его астро-близнецы, родившиеся в период орбов Плутона выбрали такое проявление – хотя это тема отдельного исследования о поколении Брейвика, родившемся в Лондоне в это период) , а именно необходимым.
Учтем, что и очень мало кто (если вообще кто-то) получил инициацию Плутона от Земли рождения (Лондон) и переместился в место (Осло), где подключилась Лилит…
Немного отвлечемся:
О Джоне Маккейне, претенденте на пост президента США на выборах 2008, Плутон которого находится точно в таком же положении – на ЗемлеБазе Вашингтона – я уже размышлял здесь в статье «Барак Обама contra…» .
Там же приведена карта Маккейна с наложением на ЗемлеТочки Вашингтона.
«Джон Маккейн - многократно контуженный потомственный военный. У него чрезвычайно актуализированы Плутон и Марс – это будет Буш в квадрате. Не дай Бог!»
Не смотря на то, что некоторые ответы, которые у нас уже есть, начинаются сплошные вопросы:
Может это удача для мира, что президентом тогда стал Обама?
А может, поскольку, сценарии уже были прописаны на «тонком плане» Маккейн и не мог стать президентом сверхдержавы?
Может Земля и земляне все-таки наметили осторожную динамику к равновесию, предсказуемости и справедливости?
Может такие, как Андерс – напоминают нам, что есть сочетания сил и стихий, способные породить непредсказуемого монстра?
И может наша задача – видеть таких людей не по результатам, а по предпосылкам и причинам, которые направили оружие этого существа на беззащитных и невинных людей?
Сплошные вопросы, но ставить их нужно, чтобы думать о причинах, а не отделаться самым простым – назвать Андерса невменяемым и дать ему возможность провести остаток жизни в клинике для душевнобольных.
А, возвращаясь к мнениям, я повторяю, что разделил бы следующее: «Андрес Брейвик - сильная, организованная, революционная личность с личным мотивом»
***
PS
Прошу понять и не путать - пассионарность не имеет ничего общего с понятием "хорошо" или "плохо". Это энергия. Она за границами понятий добра и зла как любое природное явление. Поэтому я бы предостерег ставить знак "равно" между "герой" и "пассионарий". Герой не может быть не пассионарным, но не каждый пассионарий - герой.